top of page
RPT3453-1024x681.jpg

И.Е. ТАЙМАНОВА ОБ ОПЕРЕ “ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС” – E.TAYMANOVA ABOUT THE MONOOPERA “LA VOIX HUMAINE”

1-ое декабря 2016 г. стало для меня драматичным – в этот день Санкт-Петербург прощался с моим братом – известным шахматистом и пианистом Марком Таймановым, и вечером мы с близкими людьми собрались в одном из Юсуповских дворцов – ныне приветливым и гостеприимным домом для артистов Петербурга. Проходя мимо концертного зала этого дворца, я внезапно остановилась, зачарованная голосом, доселе мне не известным. Приоткрыв дверь, я увидела красивую хрупкую юную женщину на сцене и поняла, что она исполняет оперу Пуленка на стихи Жана Кокто «Человеческий голос». Быть может, ощущение внутреннего драматизма этой певицы и моей собственной драмы совпали, но ощущение от ее трактовки хорошо знакомой мне музыкальной пьесы меня поразило.


Впервые я услышала это сочинение, вероятно, лет 40 назад, когда на сцене Малого зала Филармонии им. М.И. Глинки уникальная красавица и певица Галина Вишневская представила его слушателю. Впечатление было огромным: замечательная драматургия, что нечасто бывает в опере, «тонкая вязь» пленительной музыки Фрэнсиса Пуленка, нервный и нежный ярко эмоциональной и очень глубокой при замечательном исполнении любимой мною певицы – тогда примадонны Большого театра – оставила глубочайший след на долгие годы…

Позже, став режиссером музыкального театра и профессором Санкт-Петербургской консерватории, я неоднократно обращалась к этому сочинению в работах своих студентов и была свидетелем многих постановок. Особенно удачной мне кажется работа режиссера Ольги Ивановой в Камерном театре Бориса Покровского. Казалось бы, уже трудно удивить новой версией, но в феврале 2017 г. меня внезапно пригласила на этот спектакль талантливый редактор Союза театральных деятелей Нелли Бродская, сообщив, что исполнительница – праправнучка Пушкина и дочь известного писателя Веры Павловой, живущая в Италии.


“НАТАЛЬЯ ПАВЛОВА БЫЛА СТОЛЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНА, ОРГАНИЧНА И УБЕДИТЕЛЬНА, ЧТО ПЕРЕПОЛНЕННЫЙ ЗАЛ ДЫШАЛ «ОДНИМ ДЫХАНИЕМ», БЕЗУСЛОВНО ПРИНИМАЯ УБЕДИТЕЛЬНУЮ И ТАЛАНТЛИВУЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ МУЗЫКИ И ПОЭЗИИ.”


Я пришла и увидела ту же певицу, которая поразила меня 1 –ого декабря – Наталью Павлову. Мне очень понравилось ее существование на сцене. Сдержанный рисунок мизансцен и нарастающяя, в соответствии с музыкой, эмоциональная жизнь героини скупой, но выразительный жест и прекрасное владение вокальной тиссетурой этого напряженного сочинения, в котором соединились боль, нежность, надежда и трагизм – все это в опере «Человеческий голос» Пуленка ставит немыслимые сложности перед актрисой-певицей, но Наталья Павлова была столь выразительна, органична и убедительна, что переполненный зал дышал «одним дыханием», безусловно принимая убедительную и талантливую интерпретацию музыки и поэзии. Повторю: трудно удивить хорошо знакомым произведением, но Наташе Павловой удалось это. Восприятию спектакля помогло и то, что на сцене были прекрасные коллеги: молодой артист, прочитавший весь текст Жана Кокто на русском языке, и поэтому все изгибы и повороты драматургии стали очевидными еще до исполнения…., а потом возникла большая пауза, которая казалась вечной, но на первых же аккордах слушатели почувствовали не просто звуки талантливой фортепианной версии, а подлинное проникновение в стиль, гармонию и фактуру импрессионистического сочинения, которое звучало, как оркестровое…замечательный молодой пианист – пока еще студент 4-го курса Московской консерватории, но уже сложившийся музыкант – был достойным партнером одаренной Натальи Павловой. Мне показалось, что я впервые услышала это сочинение- настолько современно и актуально читалась тема потребности в любви и понимании. Мне чрезвычайно близка была эта версия, так как недавно довелось ставить спектакль «Анна Каренина», в котором я искала не социальные конфликты, а именно проблему тотального человеческого непонимания , а отсюда – и одиночества.

Наташа Павлова стала подлинным открытием и для меня, и для тех слушателей, которые ее узнали на сцене этого зала. Замечательный голос, отличная вокальная школа, обогащенная европейской культурой, понимание актерских задач и умение прожить спектакль чувственно и музыкально. При этом Наташа красива, и ее хрупкая фигурка на сцене вызывает отклик в зале и эмоциональный, и эстетический. Певица постоянно совершенствуется, обогащает себя знанием актерского мастерства – она приходила на многие репетиции и спектакли Анатолия Васильева, одного из лучших режиссеров России и, на мой взгляд, многому у него научилась.

Помомо оперы Пуленка, Наталья Павлова показала моноспектакль Микаэла Таривердиева на стихи Роберта Рождественского «Ожидание». Мне самой довелось стаить эти стихи на музыку моего мужа Владислава Успенского в исполнении прелестной певицы Валентины Толкуновой. Поэтому было знакомом каждое слово, но в другой версии. Однажды Микаэл Леонович даже предложили мне поставить оба эти сочинения в один вечер, но я не успела…


“ПЕВИЦА И АКТРИСА, БУДТО, ГОВОРИЛА О СЕБЕ – О СВОЙСТВАХ СВОЕГО ХАРАКТЕРА И СДЕЛАЛА ЭТО ИСПОВЕДАЛЬНО, ТАЛАНТЛИВО И УБЕДИТЕЛЬНО.”


И вот новое прочтение Натальей Павловой этой тонкой и умной новеллы уже о женщине нашего времени. Певица и актриса, будто, говорила о себе – о свойствах своего характера и сделала это исповедально, талантливо и убедительно.

Два спектакля в один вечер, два характера, две судьбы, а за ними – Человеческий голос Натальи Павловой, который способен тронуть и взволновать, удивить и порадовать открытием нового дарования, за которым хочется следить… Вспомним строки Б. Пастернака: «Талант – единственная новость, которая всегда нова».


Профессор Санкт-Петербургской консерватории,

Заслуженный деятель искусств России,

И.Е. Тайманова

И.Е. ТАЙМАНОВА ОБ ОПЕРЕ “ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС” – E.TAYMANOVA ABOUT THE MONOOPERA “LA VOIX HUMAINE”: News
bottom of page